ГБДОУ №134

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 134 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация: "Детская агрессивность как форма защитной реакции"

07 мая 2021

Детская агрессивность как форма защитной реакции

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т.п.)

Причины появления агрессии у детей:

  • соматические заболевания
  • заболевания головного мозга
  • ошибки воспитания в семье, причём с первых дней жизни ребёнка
  • минимальное общение с матерью
  • характер наказаний

Родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. 

Если родители не обращают внимания на агрессивность своего ребёнка и такое поведение каждый раз остаётся ими "не замеченным" то ребёнок понимает, что он ведёт себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удаётся научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

  • нападает на детей
  • обзывает и бьёт их
  • отбирает и ломает игрушки
  • намеренно употребляет грубые выражения

Одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчения воспитателей, и, конечно же, родителей. Этого ребёнка - ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия - это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребёнка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребёнок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева Н.Л. поведение этих детей: "Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребёнок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё "место под солнцем". Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном мире".

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и насторожены, любят сваливать вину на других.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона. Дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

Кроме того, агрессивный ребёнок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Помощь агрессивному ребёнку.

  • учить агрессивного ребенка оценивать свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в неудачах окружающих)
  • показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций
  • дать возможность посмотреть на себя глазами других детей (ролевая игра)
  • учить ребёнка говорить, что ему нравится или не нравится.
  • учить ребёнка управлять своим гневом и сдерживать его в тех ситуациях, когда это крайне необходимо; если взрослый видит поток надвигающейся "энергии" необходимо сдвинуть его в другое русло.
  • рисование, игра в песке, вода, глина и т.д.