ГБДОУ №134

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 134 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация: Когда обращаться к логопеду

12 ноября 2021

Когда обращаться к логопеду?

Для профилактики речевых нарушений первый раз посетить логопеда необходимо, когда ребенку исполнится 3-4 года, даже если нет видимых отклонений от нормы. Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью нужно гораздо раньше:

  • До 1 года, если у ребенка нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»), затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»), Сначала стоит обратиться к ЛОРу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу, а после этого стоит показать ребёнка логопеду.

При нормальном речевом развитии гуление появляется в 2-4 месяца, лепет в 6-8 месяцев, слова к 1 году, несложные фразы к 1,6 лет.

  • В 2 года, если в активном словаре ребенка менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что всё понимает.
  • В 3 года, если ребёнок заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»), говорит на непонятном для окружающих на «своём» языке или молчит, но всё понимает.

Если ребенок в 2-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - необходимо получить консультацию у невропатолога. Родителей должна насторожить речь ребёнка, если он проглатывает слоги или добавляет лишние. В 2 - 3 ребёнок года может коверкать слова до неузнаваемости, но слово должно состоять из правильного количества слогов.

  • В 4 года речь ребенка смазанная, нечёткая, невнятная, не выговаривает пять и более звуков, молчит, хотя умеет говорить, не может ответить на простые вопросы.
  • В 5 лет - нечёткая речь, слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое произношение звуков, неправильное произношение более трёх звуков, гнусавость, нет шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), бедный словарный запас.

В 6 лет – у ребенка нет соноров (звуков [Р], [Р`], [Л], [Л`]), либо он произносит нечётко единичный звук. У ребенка не сформирована связная речь: затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.