Работа с детьми, одаренными в какой-либо области, строится по индивидуальному образовательному маршруту, составленному педагогами на учебный год в соответствии с Положением об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника ГБДОУ детского сада № 134
Пример индивидуального маршрута сопровождения ребенка с признаками одаренности
Ф.И. ребенка:
Возраст:
Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка: В ходе наблюдения за ребенком воспитателями, отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.
Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.
По итогам углубленной психологической диагностики можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В ходе наблюдений был также выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников.
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а также о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Организация работы: получение образования по Основной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада №134 при психолого-педагогической поддержке позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка.
План психолого-педагогического сопровождения:
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | Наблюдения Тесты | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации Семинары - практикумы | 1 раз в квартал | |
Консультирование
педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». Семинар - практикум "Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей". «Игры и упражнения на развитие творческих способностей» | В течение года | Педагог-психолог Старший воспитатель Воспитатели | |
Создание
условий для развития интеллектуальных и творческих способностей: - разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества, - организация участия в конкурсах и др. мероприятиях. | Октябрь-декабрь | ||
Оформление и пополнение портфолио успеха. | 1 раз в месяц | Воспитатели | |
Взаимодействие с семьёй | |||
Психолого-педагогическое
просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научить ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог - психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Воспитатели | |
Посещение музеев, выставок, театров | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее
развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спортивный праздник к 23 февраля Спектакли | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере желания ребёнка | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста | Игры Упражнения Беседы | 2 раза в месяц | Педагог-психолог |
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | 2 раза в месяц | Педагог-психолог Воспитатели |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | - Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | -
Психолого-педагогическая компетентность педагогов - Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка - Создание и пополнение портфолио |
Взаимодействие с семьёй | -
Психолого-педагогическая компетентность родителей - Создание и пополнение портфолио |
Театрализованная деятельность | -
Участие в театрализованных постановках - Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения | -Положительное
эмоциональное состояние ребёнка - Развитие навыков саморегуляции - Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 20___-20___ уч.г.
Подпись родителей __________________________________