Организация образовательно-воспитательного процесса в ГБДОУ

Опубликовано 23 августа 2016 в 11:05

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

об обеспеченности развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ детского сада № 134 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, прилегающими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

С целью постоянного усовершенствования РППС ГБДОУ в учреждении проводится мониторинг соответствия среды образовательному стандарту, смотры и конкурсы оформления и организации образовательного пространства в группах и на прилегающих территориях. По результатам контроля организовываются семинары, мастер-классы для педагогов с целью обмена опытом и внедрения наиболее удачных форм организации РППС.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна отвечать следующим требованиям:

1. Обеспечение безопасности и психологической комфортности пребывания детей в детском саду.

а) РППС в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах, на прогулочных площадках обеспечивает возможность проявления детьми двигательной деятельности без опасности травмирования. Мебель, напольные учебные пособия закреплены на своих местах и не препятствуют передвижению детей. Все оборудование имеет закругленные углы или защиту из резины или мягкого пластика. Напольные покрытия (паркет, линолеум, ковровые покрытия, напольная плитка) предназначены для применения в детский учреждениях и обладают противоскользящими свойствами.

РППС безопасна для физического здоровья детей и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Игрушки, пособия, мебель и оборудование всех помещений ГБДОУ имеют необходимые сертификаты, поддерживаются в чистоте (моются и обрабатываются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами).

б) Психологическая комфортность в ГБДОУ достигается за счет благоприятной цветовой гаммы оформления помещений. Кроме того, в каждой группе оборудованы спокойные зоны: уголок уединения, уголки реализации индивидуальных интересов каждого ребенка, «зоны приватности» (рис. 1). Созданы информационные доски для самовыражения своего психологического состояния: «Мое настроение», «Я сегодня». РППС ограждает детей от отрицательного эмоционального воздействия игрушек, детям не предлагаются игрушки, провоцирующие агрессивные действия, проявление жестокости. В различных зонах (уголках) групп обеспечивается творческое самовыражения ребенка, участие в создании РППС, выставок, мини-музеев (рис. 2,3). После проведения мероприятий, направленных на взаимодействие с семьями воспитанников и способствующих эмоциональному благополучию детей, в помещениях ГБДОУ появляются альбомы, коллажи, спортивное оборудование, игрушки, сделанные при участии или руками родителей (рис. 4-6).

   

         Рис. 1                                 Рис. 2                                    Рис. 3

     

                   Рис. 4                                         Рис. 5                             Рис. 6

2. Обеспечение трансформируемости, полифункциональности среды. Принципы трансформируемости и полифункциональности (возможность разнообразного использования различных составляющих РППС) реализуется с помощью легкого оборудования: детской мебели, матов, ширм, заборчиков, мягких модулей (рис. 42-44). Таким образом можно построить корабль, автобус, отгородить пространство какого-либо «здания», территории, предназначенной для сюжетно-ролевой игры. кроме того, широко используются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности: они могут быть и счетным материалом, и деталями постройки, поделки, и предметом купли-продажи, и грузом для перевозки, и средством для развития мелкой моторики и многое другое (рис. 45-47).

             

             Рис. 42                                Рис. 43                                   Рис.44

        

               Рис. 45                                     Рис. 46                              Рис. 47

3. Обеспечение насыщенности и вариативности среды. С целью поддерживания постоянного интереса детей к РППС, обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Среда периодически преобразовывается, обновляется с учетом «зоны актуального развития» ребенка, специфики детского восприятия, изучаемой темы или проекта. В РППС вносится: художественная и развивающая литература, дидактические и сюжетно-ролевые игры, обводки, раскраски, атрибуты театрализованной деятельности, оборудование для исследовательской деятельности, репродукции, изделия искусства, предметы народного быта и др. в соответствии с задачами образовательной программы на данном этапе. Во избежание пресыщения детей информацией, поступающей из РППС, обеспечивается реализация принципа необходимых и достаточных условий.

4. Обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования ГБДОУ.

В развивающей среде ГБДОУ представлены все направления развития детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие в соответствии с реализуемыми программами дошкольного образования.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области, активизации речевого развития детейв групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, кабинетах специалистов и др.)создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых. РППС групп и кабинетов специалистов насыщена дидактическими играми для развития всех компонентов речи: игры на развитие слухового и фонематического восприятия, внимания и памяти, звуковой и слоговой анализ и синтез, расширение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам, развитие связной речи. Образовательное пространство ГБДОУ также насыщено оборудованием для сюжетно-ролевых игр, способствующих социально-коммуникативному развитию (рис. 7-9).

     

                Рис. 7                                    Рис. 8                                Рис. 9

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Для этого в групповых и других помещениях выделены зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. Спортивный зал, спортивные уголки групп и прилегающая территория ГБДОУ оснащены оборудованием, инвентарем и материалами для развития крупной моторики и содействия двигательной активности: шведская стенка, кольцебросы, корзинки, мишени для метания в цель, мячи разных размеров, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки, дорожки с препятствиями. РППС ГБДОУ насыщена материалами и пособиями для развития мелкой моторики (рис. 10-12).

       

         Рис. 10                            Рис.11                                             Рис.12

В помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей представлены дидактические игры, энциклопедии, демонстрационный материал, способствующий формированию представлений об устройстве человеческого организма (частях тела, внутренних органах и их назначении), о здоровом образе жизни (закаливании, гимнастике, правильном питании, витаминах и др.).

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, огород, уголок природы и др. (рис. 13-15).

                

         Рис. 13                                   Рис. 14                                       Рис. 15

Развивающая среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. В помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей представлены лупы, микроскопы, бинокли, магниты, глобусы, оборудование для игр с песком и водой и др., а также дидактические игры, энциклопедии, демонстрационный материал по изучаемым темам.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. В каждой группе выделена зона, оснащенная оборудованием и материалами для изобразительной деятельности: бумага, разного состава и формата, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, разные виды пластилина, раскраски, цветная бумага и картон, ножницы, клей, шаблоны и обводки, и др. (рис. 16). Организована зона, оснащенная оборудованием для музыкальной деятельности: детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки),звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями),«поющие» игрушки, музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений по программе и детских песенок (рис. 17). Оборудована зона, оснащенная оборудованием для театрализованной деятельности: ширма, маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, куклы и атрибуты для обыгрывания сказок в различных видах театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный, пальчиковый, теневой) (рис. 18-21).

                    

            Рис. 16                                Рис. 17                                    Рис. 18

       

            Рис. 19                                  Рис. 20                                   Рис. 21

Помещения ГБДОУ и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом (рис. 22, 24). РППС организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние: изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр. (рис. 23).

       

              Рис. 22                            Рис. 23                                     рис. 24

Пространство групп организовано в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Центры развития в групповых помещениях:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для театрализованных игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детских работ, изделий народных мастеров и т.д.);
  • уголок природы;
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с водой и песком;
  • уголки для разнообразных видов деятельности – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями для изменения игрового пространства;

5. Учет возрастных особенностей и индивидуальных потребностей ребенка. В нашем ГБДОУ имеются группы для детей всех возрастов с 2-х до 7-ми лет, в том числе группы компенсирующей направленности с 4-х до 7-ми лет, а также две разновозрастные группы. РППС каждой группы насыщена оборудованием, пособиями, играми, игрушками, соответствующими возрасту, уровню интеллектуального развития и индивидуальным потребностям каждого ребенка. Разнообразные пирамидки, неваляшки, «каталочки», «качалки», «вкладыши», кубики и др. для самых маленьких (рис. 25, 26). Несложные пазлы, конструкторы, сюжетно-ролевые игры, различные дидактические игры, соответствующие среднему дошкольному возрасту. Игры на изучение правил дорожного движения, сложные конструкторы, куклы в национальных костюмах и др. для детей старшего и подготовительного к школе возраста (Рис. 27, 28). Есть в группах универсальное оборудование для детей всех возрастов: машинки, коляски, посудка, атрибуты сюжетно-ролевых игр, многофункциональный природный материал, и др., их адекватное возрасту детей применение зависит от профессионализма педагога.

     

             Рис. 25                                 Рис. 26                                 Рис.27

Также образовательное пространство ГБДОУ насыщено оборудованием, подобранным по гендерному признаку: парикмахерские, кукольные уголки, гардеробные и многое другое – для девочек; инструменты, разнообразный транспорт, модели заправочных станций, гаражей и др. – для мальчиков (Рис. 29, 30).

          

            Рис. 28                                  Рис. 29                               Рис. 30

6. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении. Обеспечение доступности среды.

Дети с ограниченным возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в нашем ГБДОУ получают образование по адаптированной образовательной программе дошкольного образования в группах компенсирующей направленности – для детей с задержкой психического развития; для детей со сложным дефектом, аутизмом. РППС этих групп построена таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально способствовать развитию когнитивных функций каждого ребенка, а с другой обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.Для детей с ограниченными двигательными возможностями обеспечена достаточная ширина дверных проемов, имеются пандусы и поручни, специально приспособленная мебель, сменные кресла-коляски, разнообразные ходунки, позволяющие заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и с педагогами. Для тех детей, которые не могут садиться используются прикроватные настенные игровые панно, подвижные модули, закрепляющиеся на кроватке, сухой бассейн (рис. 31, 32).

                        

                       Рис. 31                                                       Рис. 32

РППС групп компенсирующей направленности насыщена пособиями для сенсорного развития, имеется оборудование системы «Монтессори»: наборы для изучения размера, формы, веса, цвета, материалов из которых изготовлены предметы (рис. 33-37).

   

               Рис. 33                                Рис. 34                              Рис. 35

      

                Рис. 36                                         Рис. 37                             Рис. 38

Подобраны и созданы руками педагогов и родителей разнообразные пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, различные застежки, подносы с сыпучими материалами для рисования, пальчиковые и кистевые лабиринты, игры с многофункциональным природным материалом (рис. 38-41).

   

                Рис. 39                                Рис. 40                                Рис. 41

В группах имеется свободный доступ всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Доступность обеспечивается также наличием разнообразных образцов, схем, алгоритмов, таблиц, моделей.